Коучинг в управленческом консалтинге

Коучинг для организаций в управленческом консалтинге

Сегодня мы рассмотрим функции коучинга в управленческом консалтинге. Сразу определим разницу между коучингом и консалтингом.

 

В консалтинге подразумевается, что консультант является экспертом в теме консультирования, поэтому даёт конкретные рекомендации и советы по улучшению процессов в компании. Выполняя данные рекомендации, заказчик под руководством консультанта должен получить желаемые результаты в деятельности организации.

Коуч же, напротив, не даёт никаких советов. Он задаёт вопросы, которые приводят к осознанию заказчика о том, что нужно изменить, чтобы деятельность сотрудников и компании в целом, приносила желаемый результат и удовольствие.

 

Работа коуча в организации может вестись в нескольких направлениях

  1. С топ-менеджментом и собственниками бизнеса

Данное направление называют Executive коучинг. В этом случае, как правило, происходит проработка стратегических целей организации или стратегических целей конкретного топ-менеджера.

Например, коуч может помочь собственнику сформировать видение бизнеса.  Так, даже ответ на простейший вопрос: «Как вы видите вашу компанию через 5 лет?» позволяет качественно рассмотреть различные аспекты деятельности компании:  структуру, численность, прибыль, продукты и услуги, положение на рынке среди конкурентов и пр…

Такой вопрос помогает владельцу построить видение деятельности компании, отталкиваясь от которого, становится возможным каскадировать эту глобальную цель на более мелкие шаги. И сформировать ежегодный и ежеквартальный план выхода на заявленный результат. И самое главное, коуч при этом не будет давать никаких рекомендаций и готовых решений. Просто, задавая наводящие вопросы, он помогает взглянуть на ситуацию шире, увидеть подводные камни, ресурсы и пути достижения. Таким образом, ответственность за реализацию и достижение поставленной цели лежит на клиенте. Он, лучше и глубже понимая свой бизнес, сможет выбирать самые лучшие и экологичные решения.

После чего начинается работа по внедрению нововведений в компанию, коуч может сопровождать эти процессы, однако его роль также будет сводиться к поддержке в виде вопросов, которые позволяют увидеть новые решения, пути достижения цели и преодоление проблемных ситуаций.

Кроме того, приглашение в компанию Executive коуча для работы с топ-менеджментом часто рассматривается как способ нематериальной стимуляции ключевых сотрудников и формирования у них приверженности компании. В этом случае в консультировании руководителей могут затрагиваться такие темы, как:

  • видение и планирование дальнейшего карьерного развития
  • помощь в создании work/life balance
  • работа над восстановлением уровня энергии
  • налаживание отношений с партнёрами и установление взаимопонимания с ними

 

Услуги Executive коуча представляют собой привилегию топ-менеджмента и относятся к разряду эксклюзивных. Executive коуч приглашённый специалист, который не является сотрудником компании, а привлекается как сторонний консультант, помогающий вывести компанию или сотрудника на качественно новый уровень. Ведь, как известно, «рыба гниёт с головы», поэтому важно, чтобы руководители, стоящие у руля, имели «светлые мысли», чёткое видение, к чему хотят прийти, понимание текущей ситуации и способов её перехода к желаемому состоянию. И, что немаловажно, могли грамотно транслировать свои идеи основному составу компании.

 

  1. Другой вариант работы коуча в компании – это взаимодействие с линейным менеджментом

Задача коуча в этом контексте — это помощь в решении управленческих задач, таких как выстраивание командной работы, мотивация, планирование, целеполагание, контроль и т.д.

Также это помощь в разрешении конфликтных ситуаций и выстраивании эффективной коммуникации с сотрудниками. Анализ сильных сторон и работа с зонами развития руководителя для повышения эффективности работы отдела.

Обычно такие задачи ставятся перед внутренним коучем в компании.

Часто он совмещает в себе функции тренера и эксперта в развитии управленческих компетенций. И, несмотря на то, что коуч-формат подразумевает только задавание вопросов, в данном контексте коуч зачастую выполняет функцию ментора, который может дать подсказки и рекомендации. Особенно, если руководитель только приступил к своим обязанностям и не имеет достаточной управленческой практики.

Однако, сила вопроса неоценимо влияет на стимуляцию мозговой деятельности, что заставляет сотрудника не ждать готовых решений со стороны, а искать их самостоятельно. Это позволяет сформировать проактивный стиль работы руководителя, его ответственность за результат работы команды, умение анализировать собственные действия и искать причину в себе.

Перенося подобный формат взаимодействия в работу со своей командой, такой руководитель формирует ответственных сотрудников, на которых можно положиться.

При этом, важно понимать, что коучинг, как стиль руководства в чистом виде, не всегда является лучшим решением. Так, если сотрудник совсем молодой и неопытный, то сначала более подходящей формой взаимодействия будет наставничество и менторство. Однако, чем опытнее специалист, тем больше свободы в принятии решений ему требуется, поэтому коучинговый подход будет более эффективным.

 

  1. Работа коуча с сотрудниками фронт-офиса

Всё чаще на сайтах по поиску работы можно встретить вакансии «полевого коуча».

Обычно это специалисты, прикреплённые к сотрудникам департаментов продаж. В их функционал входит помогать развивать навыки продаж менеджеров и консультантов с целью выполнения ими плана продаж.

В этом формате взаимодействия используются коучинговые элементы, однако, большей частью применяется наставничество. Поэтому «полевой коуч» должен сам уметь продемонстрировать в работе с клиентами своё мастерство переговоров или продаж, чтобы сотрудник мог увидеть, что предлагаемые технологии работают, вдохновиться и повторить на собственном опыте.

Управленческий консалтинг

 

Элементы коучинга, которые применяются в данном формате работы, обычно сводятся к тому, что коуч помогает проанализировать сотруднику эффективность его действий.

 

Например, это может выглядеть так:

  1. Удалось ли тебе доиться поставленной цели?
  2. Как ты думаешь, почему?
  3. Что у тебя получилось хорошо?
  4. Что можно сделать лучше?

 

Также среди требований к компетенциям современных руководителей всё чаще можно увидеть – владение инструментами коучинга. Это оправданно. Как мы говорили ранее, коучинговый подход в коммуникации руководителя и сотрудников позволяет повышать их уровень мотивации, помогать смотреть на процессы бизнеса более осмысленно, видеть свой путь развития в компании и стремиться к его реализации через качественное выполнение задач и достижение целей на текущей позиции.

Учитывая тот факт, что в коучинге нет прямых рекомендаций и, если использовать данную технологию в чистом виде, то «сотруднику даётся возможность совершить ошибку», чтобы на полученном опыте разобрать эффективность/неэффективность принятых решений и действий. Благодаря полученному опыту и проведённому качественному разбору ситуации (без упрёков и угроз), сотрудник запоминает эту ситуацию и в следующий раз становится более внимательным, предусмотрительным, находчивым. Пожертвовав текущим моментом (какая-то цель из-за совершённой ошибки может оказаться недостигнутой), руководитель стратегически решает задачу создания команды надёжных, инициативных и профессиональных сотрудников.

Это требует смелости руководителя. Доверия. И способности отпустить тотальный контроль. Но ещё не каждая организация готова перейти на новый стиль управления.

Те же управленцы, которые ясно понимают свои цели и стремятся к развитию фирмы и лучшим стабильным результатам — понимают, что необходимо идти в ногу со временем, чтобы компания была более эффективной.

 

Если коучинг как способ управления и взаимодействия с персоналом станет нормой, то:

  • Возрастет доверие персонала к управленцу
  • Повысится самомотивация работников, желание профессионально расти и развиваться
  • Изменится отношение персонала к своему труду, возрастет удовлетворение от результатов работы
  • И, как следствие, это отразится на самооценке и самоуважении сотрудника.

 

Организация же получит:

  • Многократно возросшую личную эффективность сотрудников
  • Улучшение работы с клиентами
  • Благоприятный образ компании на рынке
  • Эффективное распределение задач и высокий результат
  • Улучшение взаимоотношений в коллективе
  • Развитие персонала, быстрое обучение без отрыва от работы, раскрытие талантов и ресурсов
  • Гибкость и адаптивность к изменениям

И все эти результаты возможны благодаря введению коучинга в методы управления и благодаря использованию управленческого консалтинга в работе организации.