Отличие коучинга от смежных профессий
Коучинг как партнёрские отношения

Коучинг в нашей стране появился в 90 годы. И, несмотря на то, что в последнее время о коучинге много говорят и пишут, даже среди профессионалов, работающих в этой области, нет чёткого и однозначного ответа на вопрос «Что же такое коучинг»?

До сих пор этому слову нет русского аналога. Мало помогает и перевод этого термина, а, возможно, именно он и вносит путаницу в понимание данного вида деятельности.

Возможно поэтому, коучингом сегодня называют всё, что помогает человеку достичь результата: и наставничество, и тренировку навыков, и консалтинг, и психологическое и организационное консультирование и пр.

Тем не менее, коучинг как технология успеха, не является ни одним, ни другим и не третьим, а находится на пересечении таких областей, как психология, тренерство и менеджмент. И при этом коучинг имеет свои отличительные особенности.

 

Очень часто коучинг путают с психологическим, а иногда и психотерапевтическим консультирование. Потому что считают, что коуч это психолог.

Однако коучу не обязательно иметь психологическое образование и, как показывает практика, на этапе обучения и отработки навыков работы в коучинге психологическое образование может служить своеобразным «тормозом» для отработки техник работы с клиентом. Вместе с тем, если коуч захочет обогатить свою практику инструментами из психологии и психотерапии, он может это сделать в любой момент, когда сможет чётко осознавать и разграничивать свою позицию при работе с клиентом. Не менее важно, чтобы коуч объяснял клиенту какой метод работы он использует или будет использовать в процессе консультационных услуг.

Остановимся на этом поподробнее и  для начала попытаемся понять, как можно разграничить психологическое и психотерапевтическое консультирование.

Понять с какими проблемами приходит клиент можно уже в самом начали встречи, когда клиент озвучивает запрос, жалобы и ожидания, которые клиент хочет получить от специалиста.

Как правило, проблемы клиента могут быть межличностными или глубинными личностными.

 

Психотерапия

Если же в начале встречи фокус жалоб клиента направлен на неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания, то это показатель того, что речь идёт о глубинных личностных проработках. Как правило, с такими запросами работают психотерапевты.

Работа психотерапевта в этом случае строится по-другому. В процессе работы затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но и события далекого прошлого -детства, юности. Могут использоваться трактовки снов и ассоциаций. Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин болезненных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем.

В такой работе важно, что клиент понимает, что ответственность за происходящее в его жизни лежит на нём самом и он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.
Процесс психотерапии длится достаточно долго и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

 

ПсихотерапияЗапрос
Анализ причины психологических проблем (чаще всего из прошлого). Получение ответа на вопросы «Почему так происходит? Почему мне не удается измениться?».

Позиция отношений
В отношениях нет равной позиции – есть клиент («больной»), а есть специалист – психотерапевт.  У клиента – проблемы, у психотерапевта – знания и компетенции в том, как их решить.
Результат
Психотерапевт помогает разрешить болезненные сценарии и ситуации, происходящие с человеком в настоящем, с учетом психологических проблем из прошлого.

Психологическое консультирование

Когда клиент считает, что причиной всех его жизненных проблем и возникающих сложностей являются другие люди (например, жена, муж, родители, коллеги по работе и т.д.) или внешние обстоятельства (кризис, политика, государство и т.п.) можно говорить о межличностных проблемах. С такими проблемами работают психологи.

Этот фокус жалоб определяет форму работы с клиентом таким образом, что главной задачей психолога становиться помощь, при которой клиент сможет посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны. Этому помогут демонстрация и обсуждение тех сторон взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно клиентом не осознаются и не контролируются.
Возможность взглянуть на ситуацию шире поможет клиенту по-другому оценить свою роль в ней и в соответственно не только свое отношение к происходящему, но и свое поведение.

Психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5 6 встреч с клиентом.

психологическое консультированиеЗапрос
Помогает клиенту разрешить проблемные сценарии и ситуации психологического характера в прошлом или настоящем.

Позиция отношений
В отношениях нет равной позиции.
У клиента – проблемы. Психолог как специалист и эксперт знает, как их решить.

Результат
Совет по разрешению проблемных сценариев и ситуаций психологического характера.

Организационное или бизнес-консультирование

Бизнес-консультирование (консалтинг) — практическая область психологии, занимающаяся изучением психологических проблем управления организацией и созданием психологических методов принятия решения, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения членов организации.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Консалтинг решает вопросы и проблемы в сферах управления, экономики предприятия, финансов, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д.

Консалтинговой услуги могут принимать следующие основные формы:

1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия-клиента, анализ инвестиционных проектов, исследования деятельности конкурентов, рынков сбыта, движения цен и т.д.)

2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик — составление прогнозов по указанным выше направлениям)

3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом

4. Ревизия деятельности предприятия-клиента

5. Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.).

Бизнес-консультированиеЗапрос
Помощь в  решении и  устранении проблем в различных областях   профессиональной деятельности руководителя предприятия в настоящий момент времени

Позиция отношений
В отношениях консультирования изначально предполагается, что клиент не знает, а консультант знает.Консультант занимает позицию эксперта, а клиент – ученика.При консультировании именно консультант занимает ведущую роль в проектировании будущего и, возможно, контролирует и корректирует реализацию проекта клиента

Результат
Консультант предлагает сценарии, пути решения задач исходя из своего личного опыта.
Оргконсультирование, хотя и бывает связано с проектированием будущего клиента, однако не учитывает жизненного баланса клиента и не ставит задачу сделать процесс достижения наполненным удовольствием от самого процесса.

Тренинги       

Тренинг считается одной из современных форм интенсивного обучения.
Во всем мире тренинг считается наиболее эффективным и быстрым инструментом развития поведенческих навыков и внутренних изменений.
Для лучшей динамики и усвоения навыков и умений тренинги проводятся в групповом формате. Участники тренинга взаимодействуют друг с другом, выполняют индивидуальные, групповые и общие задания. Количество человек в группе варьируется от 5 до 12. В отдельных случаях количество участников на тренинге может быть и более 100 человек, в этом случае с группой работает несколько тренеров.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки в соответствии с тематикой тренинга или, решив какую-то свою личную проблему, с которой они не могли справиться самостоятельно длительное время.

Все тренинги условно можно разделить на 5 групп.

1 группа — Тренинги навыков

Цель навыковых тренингов направлена на то, чтобы участник отработал конкретный навык, который он может использовать в работе или личной жизни.
Навыки, полученные на бизнес-тренингах, можно использовать в своей профессиональной деятельности. Например, в продажах, проведении переговоров, при публичных выступлениях, в правильном планировании или организации бизнес-процессов (тайм-менеджмент) и многое другое.

В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс-менеджмента, скорочтения и так далее. После таких тренингов повышается самооценка человека, и он легко может выполнить прежде неразрешимую для него задачу, потому что он овладел какими-то дополнительными навыками.

2 группа — Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста)

Цель этих тренингов – выйти из проблемной ситуации, открыть для себя новые возможности. И хотя в большинстве трансформационных тренингах человек получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей тренинга.
Эти тренинги помогают человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. И называются они трансформационными, потому что в ходе тренинга у человека происходят очень сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.)
Бывает, что на трансформационных тренингах человек приобретает новые навыки, которые ему вряд ли пригодятся в обычной жизни, например, хождения по углям или битому стеклу. Но после тренинга у человека резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным в различных жизненных сферах.

3 группа — Психотерапевтические тренинги

Цель психотерапевтических тренингов – устранить неприятное психическое состояние, например, чувство вины, повышенную тревожность или мнительность, недовольство собой, страхов, неуверенность в себе и так далее.

Это такие тренинги как Арт-терапия, расстановки по Хелингеру, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее. Иногда смысл упражнений и заданий, которые делают участники (интенсивно дышат, рисуют, смеются, танцуют, разыгрывают ситуации и т.п.) им не всегда понятен. Но в результате тренинг помогает участникам изменить психическое состояние на более спокойное и радостное.

4 группа — Тренинги духовного развития

Цель тренинга – дать новое мировоззрение, новую систему ценностей. Часто в основе таких тренингов лежат различные эзотерические теории.
На тренинге участники знакомятся с новой философией модели мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели.
Тренинги, духовного развития, отличаются своими названиями, в которых заложены некоторые высшие цели, которые резко отличаются от целей вполне прикладных тренингов навыков, например, эволюционное развитие, путешествие вне тела, третий путь и т.д.

5 группа — Оздоровительно-развивающие тренинги

Цель тренинга – дать навыки по повышение возможностей нашего тела.
Надо иметь ввиду, что это не подготовка спортсменов, где цель –победа в соревнованиях.

На оздоровительно-развивающих тренингах участники под руководством тренера выполняют ряд заданий и осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять как самостоятельно, так и в группе, например, телесная психотерапия.
К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации, энергетические практики и т.п.

                                        

Successful attractive business woman giving a presentation on flipchart.

Запрос
Получение определенных знаний и отработка конкретных навыков, с помощью которых реализуются поставленные цели и задачи.

Позиция отношений
Тренер занимает позицию эксперта и предлагает свой опыт и знания группе участников  без учета личных глубинных целей клиента и его индивидуальных особенностей.

Результат
Знания и навыки,полученные на тренинге, клиент в дальнейшем может самостоятельно применять для достижения своих текущих задач в определенной  жизненной сфере.

Наставничество

Наставничество — достаточно традиционный метод обучения. Чаще всего наставничество применяется в организациях.
Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому специалисту, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Наставнику важно помочь ученику пройти самые сложные моменты профессиональной деятельности.

НаставничествоЗапрос
Получение профессиональной и моральной поддержки при первых шагах профессиональной деятельности, в начале карьеры.

Позиция отношений
Наставник передает собственный опыт и знания ученику для достижения последним профессионального мастерства. Наставник является для ученика экспертом в определенной, чаще всего профессиональной, области.

Результат
Совершенствование профессионального мастерства.

Коучинг

Коучинг – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Это своеобразный инструмент, который стимулирует человека на самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания.

Коучинг помогает привести в действие систему мотивации каждого отдельно взятого человека, готового взять на себя ответственность за качественное изменение своей жизни.

 

Партнёрство в коучинге

Запрос
Коучинг обращён к будущему человека и работает с его мечтой , целями и путями их достижения.

Позиция отношений
Партнерские отношения.Отношения на равных.

Коуч исходит из того, что:

  • человек сам знает ответы на все вопросы, но не всегда они у него в активном доступе
  • любой человек имеет большой потенциал и неважно, какие проблемы у него были в прошлом, главное – чего он хочет для себя в будущем.

Коуч осуществляет поддержку и сопровождение клиента на всех этапах обучения и достижения клиентом желаемого результата.

Результат
Задача коуча – используя природную способность человека к обучению, помочь клиенту раскрыть, осознать и развивать новые способности , «запустить» систему, при которой человек самостоятельно будет эффективно ставить задачи, осознанно делать выбор и принимать решения на основе своих ценностей, достигать намеченных целей, развиваться и самосовершенствоваться, жить жизнью, наполненной смыслом.

Таким образом мы видим, что одной из отличительных особенностей коучинга является то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. То есть в данном виде консультирования со стороны коуча отсутствует характерная для остальных видов консультирования или помощи человеку позиция эксперта, при которой изначально предполагается, что клиент не знает, а консультант знает, как поступить или что делать в конкретной ситуации.